Эта плата позволяет расширить ОЗУ Yamaha YIS-503II, YIS-503III и подобных компьютеров до 1 Мб. Плата устанавливается в разъём, к которому был подключён оригинальный модуль ОЗУ на 64 или 128 Кб. Плата была создана независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.
В случае установки этой платы расширения ОЗУ в YIS-503II, на материнской плате необходимо впаять 2 недостающие микросхемы для формирования необходимых сигналов для маппера.
На плату можно установить 512 Кб ОЗУ вместо 1 Мб. Для этого необходимо впаять резистор на 2.2 КОм на место R1 и разорвать перемычку на месте R2.
Эта плата позволяет расширить ОЗУ Yamaha YIS-503II, YIS-503III и подобных компьютеров до 2 Мб. Плата устанавливается в разъём, к которому был подключён оригинальный модуль ОЗУ на 64 или 128 Кб. Плата была создана независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.
В случае установки этой платы расширения ОЗУ в YIS-503II, на материнской плате необходимо впаять 2 недостающие микросхемы для формирования необходимых сигналов для маппера.
На плату можно установить 1 Мб ОЗУ вместо 2 Мб. Мы рекомендуем устанавливать оба чипа памяти.
Андрей Корякин разработал встраиваемый модуль расширения ОЗУ до 2 или 4 мегабайт для MSX2 и MSX2+ компьютеров. Данный модуль требует переноса основного процессора Z80 на плату расширения ОЗУ. После этого модуль устанавливается на место, где раньше стоял процессор. Для этого используется 40-контактная лепестковая панелька.
Плата поддерживает регистры управления памятью. Устройство было успешно протестировано на компьютерах Sony HB-F1XD, HB-F1XD MK2, HB-F1XDJ, HB-F1XV, Panasonic FS-A1 MK2 и FS-A1F. Оно должно также работать на любом MSX2 и MSX2+ компьютере где используется физическая микросхема Z80 в корпусе DIP40.
Эта плата предназначена для расширения видео ОЗУ для компьютеров Yamaha MSX1 до 64 или 128 Кб. На плате предусмотрена установка четырёх микросхем ОЗУ типа 464. Плата устанавливается в разъём подключения видео ОЗУ, расположенный на материнской плате. При установке 128 Кб видео ОЗУ необходимо подключить плату проводом к CAS1 выводу видеопроцессора V9938.
Эти контроллеры позволяют использовать клавиатуры с интерфейсом PS/2 с MSX компьютерами. Существует 3 разновидности этих контроллеров, предназначенных для различных моделей MSX компьютеров. Контроллеры были созданы независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.
Этот контроллер позволяет использовать манипулятор типа "мышь" с интерфейсом PS/2 с компьютерами MSX через порты джойстика. Контроллер был создан независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.
Плата регистра F4 нужна для модернизации компьютеров MSX до уровня MSX2+. Регистр F4 используется для поддержки функции "тёплого старта". Плата предназначена для установки поверх процессора Z80 или отдельно от него.
Zefisha представляет собой простой конвертор RGBS сигнанов в S-Video, а также в композитное видео. Плата собрана на основе микросхем AD724 или AD725 фирмы Analog Devices и может принимать как композитную синхросмесь, так и разделённые синхросигналы. Для композитной синхросмеси на плате предусмотрен разделитель синхросигнала LM1881. Конвертор может быть использован не только с MSX компьютерами, но и с другими компьютерами, которые имеют RGBS или RGBHV видео выходы.
Макетная плата картриджа используется для сборки прототипов стардартных картриджей для MSX. Печатные платы заказываются обычно после отладки прототипов. На плате обозначены все сигналы, которые используются в слоте MSX. Питание и земля разведены по сторонам платы для удобства подключения.
Большая макетная плата картриджа используется для сборки прототипов специальных картриджей для MSX. Печатные платы заказываются обычно после отладки прототипов. На плате обозначены все сигналы, которые используются в слоте MSX. Питание и земля разведены по сторонам платы для удобства подключения.
Новая плата модуля ОЗУ (от 1 до 4 Мб) для замены штатного 128 Кб модуля ОЗУ в компьютерах КУВТ2 YIS-503III. Схемотехника основана на этой плате. Плата сделана под размер штатного модуля ОЗУ, из которого с помощью оплетки можно выпаять металлический держатель. Этот держатель можно впаять в новую плату для улучшения её устойчивости. Размер расширенной памяти зависит от количества установленных микросхем памяти (от 1 до 4).
Если на плату установлены микросхемы памяти общим объёмом меньше 4 Мб, то тест памяти testmap может выдавать ошибки маппера.
CasLink — это программа, которая позволяет конвертировать файлы для компьютеров MSX в аудиофайлы для загрузки в компьютеры посредством кассетного интерфейса. Загружать такие аудиофайлы можно с домашнего ПК, телефона, MP3 плеера и даже с CD плеера. Требуется спаять простой аудиокабель и можно загружать игры и программы в MSX компьютер на котором нет дисковода, например в широко распространённый в России Yamaha YIS-503.
Проект стартовал в 1999 году на на сегодняшний день имеет 4 ревизии. Последняя версия проекта — 4.0. Она позволяет загружать одиночные бинарные файлы до 49 Кб, а также дампы экранов и программы на Бейсике. Также поддерживается загрузка бинарных файлов 128 Кб игр, разбитых на части. Так что можно играть в классические MSX2 игры не имея дисковода!
Сам конвертор представляет собой EXE файл для Windows, который управляется из командной строки. Также существует версия, портированная на Linux.
Moontest - программа для тестирования встроенного ОЗУ на OPL4 звуковых картах Moonsound и Wozblaster. Авторы этой звуковой карты не написали столь полезную для проверки работоспособности ОЗУ утилиту. А вот для ZX версии этой звуковой карты была написана отличная утилита, которая тестировала встроенную память. Автор — Mick. После переделки утилиты для работы на MSX компьютерах каждый может протестировать свою звуковую карту самостоятельно. Автор переделки — Wierzbowsky.
Андрей Родионов — известный российский автор игр для MSX компьютеров. Им написаны такие замечательные игры, как "Возвращение на землю" и "Майор Пистолетов", а также несколько других. К сожалению, исходники игр со временем пропали и автору не удалось воссоздать сборник в полном объёме. Wierzbowsky помог автору привести его игры и стартовое меню в рабочий вид и теперь любой желающий может насладиться этими замечательными играми в эмуляторе или на оригинальном MSX компьютере.
В 2021 г. автору посчастливилось найти у себя дискеты с исходными текстами всех своих программ для MSX, которые считались утерянными. В результате этого появились новые версии игр "Майор Пистолетов v1.06" и "Возвращение на Землю v2.11", а также обновлённые версии некоторых авторских инструментальных средств, включая "Pattern Composer v3.04" (PAC). Эти инструментальные средства вскоре будут выложены для загрузки вместе с исходными текстами "Графической Библиотеки" из пакета "Маэстро".
Как-то давным-давно, когда ещё не было ни FMPAC, ни прочих навороченных звуковых карт типа Wozblaster, мы наслаждались PSG музыкой из классических игр Metal Gear, Usas, Vampire Killer, Firebird, Aufwiedersehen Monty и других, а также "джукбоксами" (сборниками музыки) со всякими, иногда хулиганскими, текстами-скроллингами. Часть из этих программ работала только на компьютерах КУВТ2 (модели YIS-503III и YIS-805) и только с 128кб оперативной памяти. На "прокачанных" компьютерах, а также на MSX2+ переделках этих компьютеров эти программы не работали совсем. Теперь все эти программы должны работать на любых компьютерах, начиная с MSX2. Если что-то не работает на Вашем компьютере, напишите нам!
Большинство "музыкалок" работают как резидентные проигрыватели. То есть они просто запускаются из командной строки и дальше управляются в реальном времени клавишами CTRL + [опционально GRAPH] + цифра. Такие файлы имеют 'mus' в конце имени файла. Исключение составляют несколько файлов, которые играют музыку сразу же после запуска. "Музыкалки-джукбоксы" bttfmus, lshit и strack запускаются без всяких параметров. Выбор музыки осуществляется либо цифрами, либо буквами от "a" до "z". Иногда музыкалки могут подвисать — возможно со временем некоторые байтики в них испортились…
Мы хотим поделиться опытом изготовления кнопок для клавиатуры MSX в домашних условиях. В наличии имелась клавиатура от YIS805 в плохом состоянии и без двух клавиш — INS и SELECT. Такие клавиши можно достать только имея другую клавиатуру-донор от 805й модели — от 503й клавиши не подойдут. Но такого донора найти чрезвычайно сложно, так как этих клавиатур было очень мало. Целью проекта было создание клавиш, которые выглядели бы как оригинальные, были бы достаточно долговечными, чтобы их можно было снимать/надевать много раз и чтобы по тактильным ощущениям они были бы похожи на настоящие.
В начале была сделана монолитная модель кнопки BS, использовался Fusion 360. Она имеет ту же форму что и нужные кнопки для 805й клавы. Модель была распечатана на FDM принтере с разрешением 0.2мм на слой. Кнопка хорошо встала на клавиатуру и её элементы оказались достаточно прочны для многократного снятия/надевания. Но из-за недостаточного разрешения этого принтера сделать нормальные надписи не удалось. Также из-за сложной формы печать по слоям даже с 0.1мм на слой приводила к "лесенкам".
Потом монолитная кнопка была целиком распечатана на DLP принтере с УФ-отверждаемой смолой. Результат бы на порядок лучше, чем на FDM принтере, но всё равно неоднозначный. После затвердевания смола стала очень твёрдой и чуть поменяла форму, так что надевание кнопки на толкатель стало проблемой. К тому же тонкие элементы внутренней части кнопки оказались недостаточно прочными.
Затем кнопка была разделена на 2 и 3 части — внешнюю часть с прорезями для букв и внутреннюю часть с выемкой для толкателя. В трёхкомпонентной кнопке предусматривалась пластина с выпуклыми буквами, которые должны были бы войти в прорези букв внешней части. Мы начали с двухкомпонентной кнопки. Внешняя часть печаталась на DLP принтере с разрешением 0.025мм на слой, а внутренняя часть — на FDM принтере с разрешением 0.2мм на слой и 40% заполнением. Затем части соединялись, но не склеивались. В прорези букв заливалась УФ-отверждаемая смола другого цвета, и кнопка экспонировалась под УФ лампой с внешней и внутренней стороны по несколько минут. Потом суперклеем вклеивалась внутренняя часть кнопки. Получились очень приличные экземпляры кнопки, но всё же не идеальные.
Для полировки поверхности кнопки была использована пилочка для ногтей с абразивными и полирующими слоями, "конфискованная" у жены. После обработки и полировки кнопки стали очень похожи на оригинальные ямаховские как и по виду, так и по ощущениям.
Готовые кнопки после обработки пилочкой для ногтей:
Примерка кнопки на клавиатуру MSX (делалось на 503й модели):
Этот проект был разработан для удвоение объёма оперативной памяти на стандартном модуле ОЗУ для Yamaha YIS503III. Необходимо перерезать (или высверлить - кому как удобно) 5 дорожек, впаять 4 дополнительных микросхемы ОЗУ (464 DRAM) прямо поверх уже впаянных четырёх микросхем и добавить на плату микросхему 74LS138 в корпусе DIP или SOIC. В итоге ОЗУ можно расширить до 256 Кб без особых усилий.
При впаивании микросхем DRAM "вторым этажом" нужно отогнуть в сторону ножку 16 каждой микросхемы и соединить их с 74LS138 как указано на схеме. Внизу приведены фотографии готового устройства:
На фотографиях ниже можно увидеть где надо резать дорожки:
Схема переделки:
ВНИМАНИЕ! Если Вы модифицировали Ваш MSX2 компьютер в MSX2+ используя видео от DJS3000, верните на место чёрный провод, который в этом видео рекомендовалось удалить. Без этого провода в модифицированном модуле ОЗУ не будет работать опция refresh.
Автор модификации: Леонид Нечаев (LeoN/LeoN65816), схема переделки нарисована Wierzbowsky.
Микропереключатели в слотах некоторых MSX компьютеров нужны для предотвращения повреждения электроники компьютера и картриджа если картридж вставляется в слот при включённом питании. Замена микропереключателей в слотах MSX компьютера может потребоваться если эти выключатели перестали нормально работать. Обычно это выражается в неожиданных перезагрузках компьютера, иногда происходящих несколько раз подряд.
Так как требуемые микропереключатели более не выпускаются, был найден почти подходящий по размеру и форме китайский микропереключатель, сделана проставка и блокиратор для установки его в слот. Остаётся только перепаять провода и Ваш компьютер будет снова в отличной форме.
Целью проекта была адаптация широко распространённого Commodore datasette для работы с MSX компьютерами. Проект был в "спящем режиме" почти 10 лет и наконец был реализован Wierzbowsky при поддержке Ptero. Питание на усилитель и схему datasette можно подавать через USB кабель от источника тока мощностью не менее 500мА (зарядка для телефона, USB3 хаб, и т.д.).
Cхема адаптации Commodore datasette для работы с MSX компьютерами:
Фотографии модифицированного устройства:
Видео тестирования устройства:
Почти все MSX компьютеры японской фирмы Panasonic питаются от сети переменного тока 100 вольт, характерной для Японии. В Европе такие компьютеры популярны из-за их эстетичного внешнего вида, MSX2+ или Turbo-R конфигурации, а также их надёжности. Чтобы постоянно не использовать конверторы напряжения 220 в 110 вольт, была разработана технология замены трансформаторов в этих компьютерах.
В итоге были успешно заменены оригинальныe 100-вольтовые трансформаторы в компьютерах Panasonic FS-A1ST (Turbo-R) и FS-A1WX (MSX2+). Для замены были использованы трансформаторы, которые свободно продаются в Европе, а возможно и в России.
Оригинальные провода были также заменены на новые, так как пускать 220 вольт по проводам, рассчитанным на 110 вольт небезопасно. Сделать это было совсем непросто, так как оригинальные провода проходили через специальные вставки, которые крепятся на корпусе компьютера. Старый провод надо аккуратно удалить, обрезав по обе стороны вставки, новый провод надо просунуть в образовавшееся отверстие, предварительно аккуратно его расширив. Можно воспользоваться жидким мылом для лучшей "проходимости" вставки.
Замена трансформатора в Turbo-R:
Замена трансформатора в MSX2+:
Как известно, компьютер SpectraVideo SVI-328 использует свой собственный формат картриджа, отличный от MSX. Камилем Каримовым был разработан простой картридж для этого копмьютера, в который можно поместить одну или две игры, переделанных из MSX формата в формат для SpectraVideo.
Картридж управляется несколькими джамперами. Особо следует обратить внимание, что картридж вставляется не так, как на MSX компьютерах, а микросхемами от пользователя.
Фирма Yamaha никогда не производила комьютеры стандарта MSX2+. Поэтому было решено исправить это "недоразумание" и модернизировать широко распространённый в России компьютер Yamaha YIS-503III в MSX2+. Схема модернизации была предложена Камилем Каримовым и была успешно реализована DJS3000. С тех пор десятки компьютеров подверглись такой модернизации, чтобы радовать своих пользователей новыми возможностями.
Модернизации компьютера Yamaha YIS503III в MSX2+ достаточно сложна (нужны навыки пайки, запчасти и программатор) и включает в себя замену видеопроцессора, модернизацию выхода синхросигнала, установку нового BIOS и Subrom. Также желательно установить комбинированную плату порта F4 и звуковой карты FMPAC. Не помешает также увеличение объёма ОЗУ до 1024 Кб с помощью платки от Камиля Каримова.
Модернизации делается в два этапа и требует хороших навыков пайки электронных схем. Член нашей группы DJS3000 сделал для Вас видео по модернизации, которое поможет без особых проблем переделать Ваш компьютер в MSX2+.
Была организована разработка поддержки эмуляции компьютеров КУВТ и КУВТ2 в онлайн эмуляторе WebMSX.
Эмуляция разных моделей КУВТ и КУВТ2:
Yamaha YIS-503IIRЭмуляция всех компьютеров КУВТ/КУВТ2 с возможностью выбора модели (по-умолчанию запускается YIS-805/128R2)
Пользователь MRC Gdx в сотрудничестве с Pencioner [RBSC] создали инструмент для организации библиотеки Ваших образов ROM для Windows. Он поставляется в виде двух исполняемых файлов — для работы в командной строке и с графическим интерфейсом. Он позволяет переименовывать файл образа ROM и позволяет использовать большое число опций запуска — они описаны в файле README. В качестве меры предосторожности, пожалуйста, сделайте резервные копии Ваших файлов образов ROM перед использованием на всякий случай — нет никаких гарантий, что код не имеет ошибок (хотя он и протестирован, но резевное копирование лучше сделать).
Большое спасибо Gdx за огромные усилия по созданию базы данных, используемой в MSX ROM Librarian. База данных не основана на базе проекта openMSX и была создана с любовью самим Gdx.
Для пользователей Linux и MacOS — исходные тексты будут подготовлены и выложены на BitBucket в ближайшее время.